Дом творчества: где живет Маргарита Пушкина — bonusaeroflot

«Я убеждена, что интерьер должен быть основой, в которой работы живут сами по себе, добавляя дому характера и даже уюта, проявляя индивидуальности живущих в нем»

Маргарита Пушкина. Блузка, брюки, все — Ralph Lauren

На то, чтобы придумать и построить идеальный дом среди подмосковных берез, у основательницы арт-ярмарки Cosmoscow Маргариты Пушкиной ушли годы. Зато теперь в этом пронизанном светом пространстве одинаково комфортно чувствуют себя и ее близкие, и друзья — и любимые работы из личной коллекции.

«На балконе второго этажа я планировала поставить шезлонг, чтобы лежать в нем с книжкой, — но времени на это катастрофически не хватает», — признается хозяйка

Крыльцо дома заплетено длинными побегами девичьего винограда, которые слегка раскачивает ветер. Выше, в лапах громадных темных елей и ветвях старых берез, он набирает силу, отчего по облицованному камнем фасаду бегут рябью ажурные тени. Элегантное здание будто растворяется в зеленой тишине — сложно представить, что от поселка, где мы находимся, до Москвы полчаса езды, если без пробок. «Виноград, да и сирень, что у входа, мы из старого дома сюда привезли — и они отлично прижились. Как и мы», — смеется Маргарита Пушкина, выходя босиком на террасу.

Подвернутые джинсы, футболка с камуфляжным принтом, заколотые в пучок волосы — у себя дома основательница и директор главной российской арт-ярмарки Cosmoscow, которая пройдет с 7 по 9 сентября в Гостином дворе, может сделать паузу в своем бешеном графике: кроме ярмарки, в списке ее проектов ежегодный аукцион Off white, фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, одноименный клуб коллекционеров — и грандиозные планы на будущее.

Будто сшитый из разрозненных кусочков ковер — авторства Патрисии Уркиолы. Висящую слева на стене сделанную из силикона и человеческих волос работу Эвана Пенни «Растянутая женщина № 2» Пушкина купила в Японии: «Ее доставили в ящике как раз нам к новоселью»

Сюда Маргарита с мужем Сергеем, сыном Иваном и мамой Валентиной Ивановной переехали 10 лет назад, но история дома началась еще в конце 1990-х, когда семья стала задумываться о том, чтобы сменить прежнее жилье, тоже загородное, на что-то более просторное, комфортное и поближе к Москве. Пересмотрев множество участков, выбрали именно этот — за ощущение близости к природе.

Компанию подлинным китайским терракотовым воинам из древней гробницы составляет полотно Валерия Кошлякова

«Таких старых деревьев больше не было нигде — и они для меня стали главными героями, — вспоминает Пушкина. — Здесь стояла еще огромная сосна, под которую в проекте здания предусмотрели внутренний дворик, — но, увы, рабочие повредили ей корни».

На бетонной каминной полке — работа «Критик» арт-группировки «ЗИП»

Кто мог знать, что идея переезда, по сути, поменяет и всю ее жизнь? «Для меня все, связанное с этим домом, было очень творческим процессом, — уверена Маргарита. — Обдумывая, каким бы я хотела его видеть, я начала много общаться с архитекторами, познакомилась с критиком Григорием Ревзиным — с ним мы потом издавали журнал «Проект Классика». А вслед за архитектурой еще больше заинтересовалась современным искусством — и занялась им уже профессионально».

«Особенно красиво здесь вечером, когда по всему дому зажжен теплый свет: ты одновременно будто и на улице, и внутри», — рассказывает хозяйка. Платье, Ralph Lauren; туфли — собственность героини

Свет пронизывает все пространство дома, подхватывает нас волной, когда вслед за хозяйкой мы входим в холл. Прямо — стеклянный кубик того самого дворика-патио и примыкающая к нему лаконичная кухня с гарнитуром bulthaup и работой бельгийца Ханса Оп де Бека на стене. Направо коридор уводит к кабинету Маргариты. А слева, за широкой дубовой лестницей со скругленными перилами, начинается огромная гостиная с камином, вальяжным угловым диваном Flexform, кожаным креслом Andrew Martin, игровой приставкой и бильярдным столом в окружении книжных полок. Никакой пестроты: везде стены оттенка яичной скорлупы, дубовые полы, льняные занавеси, панорамные окна.

Дубовые стол и скамья на кухне сделаны на заказ, а подаренный друзьями антикварный графин возрастом почти в сто лет перекочевал сюда из предыдущего дома семьи

«За счет этого все воспринимается как единый объем, — комментирует Пушкина. — Я очень хорошо понимаю людей, строящих первое жилье: им хочется все и сразу, но именно поэтому важно иметь мужество отказаться от каких-то, пусть даже эффектных решений в пользу принципиально важного».

В холле входящих встречает деревянная скульптура Стефана Балкенхола «Летчица с пропеллером»

А важными были именно простота, легкость, обилие света и эстетика, близкая к галерейной. Поэтому, поручив проект архбюро Panacom, она лично вникала во все детали — от вентиляции до облицовки фасада. А интерьером занялась сама при помощи своей подруги Ланы Гринёвой: «Мне было интересно, скажем, целенаправленно искать мебель — стол Исаму Ногучи в гостиную, стулья Джаспера Моррисона на кухню».

«Эту раннюю, 90-х годов, работу Трейси Эмин я купила в 2008 году — еще до участия художницы в Венецианской биеннале. Мне вообще очень интересны Young British Artists», — говорит Пушкина

Время шло, дом был готов, но переселяться в него не спешили. «А потом муж сказал: «Все, Рита, поехали», — смеется Пушкина. — И вот мы наспех собрались, переехали — а за остальными вещами в прежний дом так и не вернулись. Ничего и не помню из того, что там оставили».

Огромное полотно Виноградова и Дубосарского из серии Underwater повесили на лестнице, ведущей наверх

С собой они взяли немного: книги («Когда мы с Сергеем в самую первую квартиру переезжали, у нас даже посуды не было — но первым делом мы купили не ложки с вилками, а «Библиотеку всемирной литературы»), несколько памятных вещей — и свою арт-коллекцию, конечно, которая уже тогда играла серьезную роль в жизни обоих.

Довольно крупную скульптуру Бориса Орлова хозяйка решила поставить в гостиной

На новом месте Пушкиным оказалось легко. Особенно сдружились они с жившими по соседству Анастасией и Сергеем Рябцовыми — так, что между участками даже забора не ставили: «Мужчины играли в пинг-понг, дети во что-то свое, мы ходили друг к другу завтракать сырниками и ягодами, все это перетекало в обед, потом еще гости подходили. Словом, все прелести дачного быта!»

Над пианино (на нем играет Иван) — работа Семена Файбисовича

За разговором мы поднимаемся по лестнице на второй этаж. Здесь все так же просто. Вот комната Вани: на дверном косяке зарубки разных лет с обозначением его роста — сложно представить, что это тот высокий парень, что сейчас внизу играет в баскетбол с папой Маргариты Анатолием Алексеевичем, заехавшим погостить. Вот гардеробная — в ней выстроились ровные ряды лодочек и кроссовок (Маргарита ежедневно бегает по 8-10 км). Вот гостевая комната с полотном Александры Паперно на стене, а украшением белой спальни хозяев служат заглядывающая в балконную дверь зелень деревьев и неоновая работа Трейси Эмин.

«Когда глубоко вникаешь в искусство, получаешь уверенность в своем вкусе: ты четко знаешь, что стоит покупать и на что обратить внимание. Другое дело, что у меня этот список очень большой, — смеется Пушкина. — Вот в кабинете у нас висит Василий Ситников, есть и другие шестидесятники: Борис Свешников, Анатолий Зверев, Михаил Рогинский. Но потом я, как на ракете, умчалась в сторону актуального искусства, хотя сейчас, к примеру, вряд ли бы уже купила и того же Пенни. Но я не жалею — это история моих вкусов. И я убеждена: интерьер должен быть основой, в которой работы живут сами по себе, добавляя дому характера и даже уюта, проявляя индивидуальности живущих в нем».

Дворик сделали специально, чтобы сохранить росшую здесь огромную сосну: дерево, к сожалению, погибло, но хозяйка дома любит здесь завтракать

Она спускается вниз и выходит во дворик. По забору шмыгает белка — Маргарита задумчиво глядит ей вслед: «Да, сюда, пожалуй, можно поставить ленд-арт. Энтони Гормли или Ричард Серра тут бы в саду отлично смотрелись!» История этого дома продолжает твориться на глазах.

Читайте также: 10 мест с самым красивым в мире видом

Источник: instyle.ru

Добавить комментарий