Испанский антрополог об Аянке: теперь тут все по-другому — нет больницы, нет оленеводов

Мигель Анхель Хулиан Каррильо — испанский антрополог, который изучает коренные народы Русского Севера. Он побывал в самом северном селе Камчатки — Аянке и рассказал о том, что его впечатлило.

Жители Аянки поделились с ним, что раньше в селе кипела жизнь. Там был совхоз, в котором трудились от 8 до 13 бригад оленеводов, была своя больница, жизнь была намного лучше. Сейчас люди вспоминают то время с ностальгией.

«Теперь тут все по-другому. Больницы нет. Есть только один медпункт, где медсестра Лика трудится за десятерых. Сейчас даже рожают дома. Случись что, придется ждать вертолета, который отвезет пациента в Каменское. Но его приходится ждать днями, а то и неделями. Бывало такое, что приступ аппендицита у местного жителя заканчивался перитонитом, — пока он ожидал помощи. В Европе такое немыслимо», — рассказал антрополог.

В Аянке испанец с другом задержались из-за погоды и попали на празднование Международного женского дня. Иностранцев покорили выступления местных коллективов, для которых по-прежнему значима культура коренных народов Севера, несмотря на то, что оленеводов в селе не осталось. Там же Мигель Каррильо познакомился со швеёй, создающей произведения искусства из шкур оленей. И её, и артистов иностранец теперь хочет привезти в Барселону, чтобы камчатцы выступили там. Он жил в местной семье, удивлялся и одновременно восхищался тому, что чуждо современному европейцу. По его наблюдениям, две основные проблемы: то, сколько сахара употребляют дети и сколько алкоголя выпивают взрослые.

«Часто к нам заходил отец Коли. У него всегда была припасена для нас интересная история. Он работал в бригадах оленеводов, у него много воспоминаний и опыта. Отец Коли, кстати, рассказал мне, что недалеко от Аянки, примерно в 100 километрах, есть дикие олени. Они проходят там, когда мигрируют из Чукотки в Якутию. Впрочем, здесь на них охотиться нельзя, а на Чукотке — можно. Также мы услышали интересную историю про гриб под названием «muhomor» — о том, как с помощью него можно лечить раны. Эти истории исчезнут, когда эти люди умрут», — поделился испанец.

Каждый год Мигель Каррильо посещает разные уголки России, чтобы исследовать быт и обычаи представителей коренных народов. О своих наблюдениях он рассказывают читателям «Ленты.ру».

Источник: kam24.ru

Добавить комментарий